УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КЕНДО
на 2015-2019 год.
/ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ/
Автор: Н.И.Бучин
Екатеринбург.
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. 3
2. Цели и задачи программы. 5
3. Характеристика этапов обучения 6
4. Формы и методы обучения. 8
5. Критерии эффективности. 8
6. Этапы обучения. 11
7. Условия допуска к экзамену. 13
8. Итоговые требования к программе. 14
9. Учебно-методическое обеспечение. 15
10. Список литературы. 15
1. Введение.
Концепция КЕНДО заключается в том , чтобы дисциплинировать характер человека через применение принципов катана ( меча).
Цели практикования Кендо:
- формировать разум и тело;
- развивать сильный дух;
- через правильные и строгие тренировки стремиться к совершенствованию искусства Кендо;
- высоко ценить человеческую вежливость и честь ;
- быть искренним с другими и всегда совершенствовать себя ;
- это позволит каждому любить своё государство и общество, делать вклад в развитие культуры и продвигать всё человечество к миру и процветанию. ( Концепция Кендо была составлена Всеяпонской Федерацией Кендо в 1975 г).
Наличие в настоящий момент времени « социального заказа » в области боевых искусств, в частности Кендо, как представителя лучших традиций мировой культуры, требует разработки и приведения учебной программы по данному виду спорта к государственным стандартам. Не являясь частью основного (базового) образования, учебная программа по Кендо может быть рассмотрена как программа дополнительного образования (ПДО), и составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области спорта, физической культуры и образования к программам дополнительного образования.
ПДО по Кендо для детей дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста, разработана как совокупность взаимоувязанных мер, планов, действий на основе следующих нормативно-правовых актов:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Закон « О физической культуре и спорте в РФ»;
- Закон РФ « Об образовании »;
- Закон РФ « Об общественных организациях »;
- Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей »;
- Методические рекомендации Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 г. № 24-51-1133/13);
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- СанПиН 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003 г.);
- Приложение к приказу Минобразования РСФСР от 18.07.91 г. № 251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии»;
- Типовой план-проспект учебной программы, приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002г.№390;
- Типовое положение о ДЮСШ ( СДЮШОР ), Постановление Госкомспорта СССР от 04.06.91 №6/9а;
Содержание дополнительного образования реализуется по специальным образовательным программам, которые, как правило, разрабатываются самими педагогами. Это могут быть программы художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, социально-педагогического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического, культурологического, туристско-краеведческого, естественно-научного, социально-экономического направлений. ( Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000г. №1276 « О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»).
Дополнительное образование мобильно, вариативно, многообразно, личностно ориентировано. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей и подростков в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Основное ( базовое ) образование ценно своей системностью, дополнительное – возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка. Все это делает дополнительное образование самостоятельной образовательной сферой, ценной и значимой для личности и общества.
Таким образом, дополнительное образование, обеспечивая социальную адаптацию, продуктивную организацию свободного времени детей, является одним из определяющих факторов развития их способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения. Все это ставит развитие системы дополнительного образования в разряд приоритетов федеральной, региональной и муниципальной политики.
В основу учебной программы положены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных кэндоистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.
Кендо - это наиболее гармоничный вид восточных единоборств ,является прекрасным средством гармоничного воспитания личности, физического, психологического и нравственного ее развития и совершенствования. Материал учебной программы предусматривает овладение системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для самосовершенствования и профессионального развития. Средства программы способствуют формированию здорового образа жизни.
Приемы ОФП (общеразвивающей физической подготовки), включаемые в занятия, развивают и совершенствуют разнообразные двигательные качества: различные виды силы, ловкости,скорости, гибкости, выносливости. Кендо формирует у занимающихся твердый характер, умение преодолевать трудности, терпеть боль, с достоинством переносить поражения и сохранять скромность при победах. Занятия Кендо учат трезво оценивать свои силы, ставить реальные цели и достигать их.
К характерным особенностям методики преподавания Кендо относится требование точного технического выполнения упражнений занимающимися.В противном случае не удастся достичь желаемого их воздействия на организм, целенаправленно повысить функциональные возможности органов и систем, воспитать нужные двигательные навыки, добиться гибкости и выносливости, развитие координации то есть решить основные задачи гармоничного развития тела.
Эта Программа составлена на основе директивных и нормативных документов типового плана-проекта учебной программы для дополнительного образования, утвержденного Минздравом РФ, Министерством образования.
Данная программа составлена в соответствии с международными правилами по Кендо.
Эта программа разработана с учетом специфики вида спорта, наличия материально-технической базы, надлежащей квалификации педагогических кадров, а также сложившихся традиций, и не изменяет основные задачи, определенные положением для дополнительного образования.
2. Цели и задачи программы:
Цель программы – формирование физически здоровой, творчески активной личности, включенной в постоянный процесс самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей, отдающей предпочтение волевым, нравственным и эстетическим ценностям.
Задачи обучения:
1) Обучающие:
- дать знания по истории возникновения и развития Кендо;
- способствовать освоению техники Кендо в пределах требований, предусмотренной программой экзаменов РФК ;
- способствовать участию спортсменов в соревнованиях различного уровня;
- способствовать подготовке занимающихся к выполнению спортивных достижений.
2) Развивающие:
- развить основные двигательные качества: силу, ловкость, гибкость, выносливость, координацию движений;
- сформировать тактические навыки при проведении технических действий, при ведении поединка и выступления на соревнованиях;
- расширить круг знаний о Кендо (обеспечение теоретической подготовленности);
- усовершенствовать физические качества, присущие человеку, закаливание занимающихся, повысить устойчивость их организма к инфекционным, простудным заболеваниям;
3) Воспитательные:
- научить организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с понятием «здоровый образ жизни»: рациональное питание, двигательная активность, вред наркотиков, никотина, алкоголя и т.п.
- способствовать адаптации каждого ребенка в детском коллективе;
- развивать у детей способность заниматься самостоятельно в команде;
- сформировать потребность в самостоятельных занятиях физической культурой;
- приобщить учеников к духовно-нравственным основам Кендо;
- воспитать волевые качества, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, дисциплинированность, выдержку и.т.д.
Программа составлена для детей и подростков от 6 до18 лет и рассчитана на 4 этапа обучения. В группе от 10 до 20 детей и подростков, группы смешанного состава, разновозрастные. Прием в секцию Кендо (девочки и мальчики) ведется при предоставлении медицинской справки о состоянии здоровья и страхового полиса. Занятия проходят в соответствии с запланированным расписанием три раза в неделю. Обязательная форма одежды на занятиях – кендоги и хакама ( или куртка, штаны и пояс).
3. Характеристика этапов обучения.
1-й этап обучения – Этап начальной подготовки (возраст 6-9 лет). Продолжительность 2-3 года.
Цель этапа – привлечение к занятиям физическими упражнениями с минимальным погружением в специализацию, расширить базу двигательных действий и способностей. Основной формой проведения занятий является групповая, индивидуально – групповая. Приемы и методы занятий: игровая в сочетании с комплексами упражнений , направленных на развитие технической и физической подготовки, повторный, равномерный, круговой, соревновательный ( только на контрольном занятии ).Особое внимание обращается на развитие физических качеств занимающихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координации. Отдельное важное место на данном этапе занимает формирование у занимающихся правильной осанки. Формой подведения итогов является проведение контрольного занятия, на котором в индивидуальном порядке проверяется пройденный материал.
Задачи этапа начальной подготовки:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе средств и методов Кендо;
- выявление задатков и способностей детей;
- привитие стойкого интереса к занятиям Кендо;
- воспитание морально – волевых качеств;
- стабильность состава занимающихся;
- динамика прироста индивидуальных показателей физ.подготовленности занимающихся.
Повышенное внимание обращается на изучение и освоение детьми санитарно гигиенических норм и правил техники безопасности при занятиях Кендо.
2-й этап обучения – Учебно-тренировочный этап
(возраст 9-14 лет). Продолжительность 4-5 лет.
Цель этапа – утверждение в выборе спортивной специализации, овладение техниками Кендо, наработка и закрепление двигательных навыков.
Задачи первой ступени учебно-тренировочного этапа (ступень начальной специализации):
- укрепление здоровья, освоение навыков здоровье – сберегающих технологий;
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- овладение основами техники и тактики Кендо;
- приобретение тренировочного опыта , закрепление навыков и умений;
- уточнение спортивной специализации.
Задачи второй ступени учебно–тренировочного этапа ( углубленной тренировки ):
- совершенствование техники и тактики Кендо;
- развитие специальных физических качеств;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- освоение допустимых тренировочных специальных нагрузок;
- накопление тренировочного опыта за счет участия в семинарах, соревнованиях, показательных выступлениях, специальных стажировок.
Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Методы: повторный, переменный, повторно-переменный, круговой, игровой, контрольный. На данном этапе важнейшим звеном в тренировочной работе становится самоподготовка и самосознание спортсмена. Его умение работать индивидуально. Лучшей является работа наедине с самим собой, что позволяет значительно улучшить качество исполнения техник Кендо.
Форма подведения итогов – контрольное занятие , участие в аттестации, участие в семинарах, показательных выступлениях, соревнованиях по Кендо.
3-й этап обучения – Этап спортивного совершенствования (возраст 14-16 лет). Продолжительность 3 года.
Цель этапа – углубленное овладение технико–тактическим арсеналом Кендо, изучение морально – этических и философских принципов «будо».
Задачи этапа спортивного совершенствования:
- совершенствование техники и тактики Кэндо;
- принятие и освоение принципов «будо»;
- совершенствование физических и морально-этических качеств;
- освоение повышенных тренировочных нагрузок;
- достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов, аттестация на 1 дан;
- освоение принципов спортивного долголетия;
- результативное выступление во Всероссийских соревнованиях;
Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Методы: повторный, переменный, повторно-переменный, круговой, игровой, контрольный. На данном этапе важнейшим звеном в тренировочной работе становится самоподготовка и самосознание спортсмена. Его умение работать индивидуально. Лучшей является работа наедине с самим собой, что позволяет значительно улучшить качество исполнения техник Кендо.
Форма подведения итогов – контрольное занятие, участие в аттестации, участие в семинарах, показательных выступлениях, соревнованиях по Кендо, подготовка реферата на темы Кендо.
4-й этап обучения – Этап высшего спортивного мастерства ( возраст от 18 лет ).
Цель этапа – двигательное умение перевести в навык , обладающий возможностью его целевого использования.
Задачи этапа высшего спортивного мастерства:
- автоматизм выполнения приёмов;
- умение ориентировать движения во времени и пространстве;
- быстрота двигательных реакций и движений;
- ловкость как многовариативное выполнение приёмов, управление мышечным напряжением;
- выносливость , идеомоторные представления;
- дальнейшее совершенствование техники движений с особым вниманием к индивидуальному стилю и особенностям спортсмена;
- достижениесамого высокого уровня специфических по виду спорта двигательных способностей и их лучшего использования в правильно избранной индивидуальной манере;
- достижение тактического мастерства, расширение набора технико-тактических действий, совершенствование и автоматизация технико-тактических навыков ;
- достижение спортивных результатов от 1 дана и выше;
- стабильность результатов выступлений во Всероссийских и Международных соревнованиях;
- число спортсменов подготовленных в составы сборных команд России.
Форма занятий: контрольные занятия, аттестации, семинары, соревнования.
4. Формы и методы обучения
Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в процессе подготовки обучающегося.Основной формой проведения являются беседы и лекции. Учебный материал распределяется на весь период обучения учебно-тренировочного этапа и этапа спортивного совершенствования. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки вносятся коррективы. Основные темы теоретической подготовки на этапе начальной подготовки: правила гигиены, история Кендо, традиции, история и предназначение фехтования.
Основные темы теоретической подготовки на учебно-тренировочном этапе: история физической культуры, история Кендо и других боевых искусств, философские основы «будо», методические особенности построения тренировочного процесса, закономерности развития человеческого организма.
Основные темы теоретической подготовки на этапе спортивного совершенствования: комплексная система контроля и самоконтроля.
При подборе средств и методов практических занятий руководитель секции составляет занятие таким образом, чтобы оно было интересным и увлекательным, поэтому используются для этой цели комплексные занятия. Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Каждое практическое занятие должно состоять из четырех частей:
1.Ритуал
2.Разминка
3.Техническая подготовка
4. Ритуал.
В результате выстроенной системы занятий достигаются высокие результаты.
5. Критерии эффективности.
В результате освоения программы, обучающиеся должны окрепнуть физически, меньше болеть, почувствовать потребность в ведении здорового образа жизни, уметь реализовывать эту потребность благодаря занятиям Кэндо.
Подтверждением успешности усвоения данной программы служат следующие показатели:
- стабильный состав и минимальная «текучесть» занимающихся;
- рост функциональных возможностей детей;
- успешная сдача квалификационных экзаменов;
- успешные выступления на соревнованиях.
Учебно-тематический план первого этапа обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Теоретическая подготовка | 2 | 1 | 1 | |
2 | Вводное занятие |
|
|
| |
3 | Рейсики | 2 | 2 | 0 | |
4 | Личная гигиена | 2 | 2 | 0 | |
5 | Психологическая подготовка | 2 | 2 | 0 | |
Техническая подготовка | |||||
6 | Подготовительные упражнения | 40 |
| 40 | |
7 | Кихон-вадза | 41 |
| 51 | |
8 | Тайсабаки | 10 | 1 | 9 | |
9 | Взаимодействие с партнером | 4 |
| 4 | |
Контрольные занятия | |||||
10 | Квалификационный экзамен | 4 |
| 4 | |
11 | Программа экзаменов на 4 кю | 1 |
| 1 | |
12 | Итого часов | 108 | 8 | 110 | |
Учебно-тематический план второго этапа обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
Теоретическая подготовка | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | |
2 | История развития Кендо | 2 | 2 | 0 | |
3 | Рейсики | 2 | 2 | 0 | |
4 | Личная гигиена | 2 | 2 | 0 | |
5 | Психологическая подготовка | 2 | 2 | 0 | |
6 | Кодекс чести | 1 | 1 |
| |
Техническая подготовка | |||||
7 | Подготовительные упражнения | 21 |
| 21 | |
8 | Кихон-вадза,
| 56 |
| 56 | |
9 | Тайсабаки | 10 | 1 | 9 | |
10 | Взаимодействие с партнером | 5 |
| 5 | |
Контрольные занятия | |||||
11 | Квалификационный экзамен | 5 |
| 5 | |
12 | Программа экзаменов на 3 кю | 3 |
| 3 | |
13 | Итого часов | 110 | 11 | 99 | |
Учебно-тематический план третьего этапа обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
Теоретическая подготовка | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | |
2 | Кендо в России. Этапы развития | 1 | 1 |
| |
3 | Рейсики | 2 | 2 | 0 | |
4 | Личная гигиена | 2 | 2 | 0 | |
5 | Психологическая подготовка | 2 | 2 | 0 | |
6 | Кодекс чести | 1 | 1 |
| |
Техническая подготовка | |||||
7 | Подготовительные упражнения | 10 |
| 10 | |
8 | Кихон-вадза,
| 64 |
| 64 | |
9 | Тайсабаки | 10 | 1 | 9 | |
10 | Взаимодействие с партнером | 5 |
| 5 | |
Контрольные занятия | |||||
11 | Квалификационный экзамен | 8 |
| 8 | |
12 | Программа экзаменов на 2 кю | 2 | 1 | 1 | |
13 | Итого часов | 108 | 11 | 98 | |
Учебно-тематический план четвёртого этапа обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
Теоретическая подготовка | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
| |
2 | Правила сорвенований и судейство | 10 | 2 | 8 | |
3 | Оказание первой медицинской помощи | 8 | 2 | 6 | |
4 | Психологическая подготовка | 2 | 2 | 0 | |
5 | Техническая подготовка | 70 | 5 | 65 | |
Контрольные занятия | |||||
6 | Квалификационный экзамен | 10 |
| 10 | |
7 | Программа экзаменов на 1 кю | 3 | 1 | 2 | |
8 | Итого часов | 104 | 13 | 91 | |
6.Этапы обучения.
1 этап обучения:
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Понятие о физической культуре и спорте в России, их роль и значение в общем развитии и культуре человека. Классификация средств физического воспитания и видов спорта. Место Кендо в общей системе средств физического воспитания. Понятие «здоровый образ жизни». Единая всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормативы и требования по Кендо.
Рейсики - правила поведения в зале .Содержит в себе единый комплекс норм, правил поведения, принятый во всех школах и группах Кендо ( согласно правилам РФК ).
Личная гигиена
Понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Питание, его значение в сохранении и укреплении здоровья. Понятие об обмене веществ, калорийности и усвоении пищи, энергозатраты при физических нагрузках.. Понятие о гигиене труда, отдыха, занятий спортом. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища, места учебы, занятий спортом.
Психологическая подготовка . Содержит в себе курс обучения саморегуляции психологического состояния, уроки психологической подготовки. Данная тема затрагивается крайне осторожно и при постоянных консультациях с родителями учеников .
Техническая подготовка -- изучение ударов Мэн (удар по голове), Котэ( удар по руке), До (удар покорпусу), Тски ( тычёк в горло). Изучение стоек – Дзёдан-но-камаэ, Чудан-но-камаэ, Гэдан-но-камаэ, Хассо-но-камаэ, Ваки-гамаэ.
Подготовительные упражнения включают в себя упражнения для разминки и разогрева мышц, на растяжку, упражнения на дыхание, субури, кирикаяси, хаясубури.
Техники перемещения – тайсабаки, содержат весь перечень перемещений принятых в Кэндо в различных положениях. К ним относятся: аюми-аси, цуги-аси, окури-аси.
Техники защитных действий – Утиотоси-вадза ( отбив вниз, сразу нанести удар).
Техники атакующих действий – Оки-вадза ( удары с максимальным замахом, амплитудные), Хараи-вадза( отбив в сторону, с последующим нанесением удара).
Методы тренировки в Кендо – Хитори-кейко (работа в субури одного человека) , Кокари-кейко (мотодачи открывается для удара, не атакуя), Митори-гейко (наблюдение за сиаем , замечание ошибок и удачных действий), Сиай-кейко (Дзи-кейко)- свободный поединок. Кирикаяси. Хаясубури.
2 этап обучения:
Вводное занятие. Инструктаж по Технике безопасности. Травмы и заболевания и первая медицинская помощь.
История развития и современное состояние Кендо.
Истоки Кендо. История рождения, развития в Японии и на международной арене. Задачи, тенденции и перспективы развития Кендо. Кендо —современное японское боевое искусство, основанное на техниках и принципах различных школ, некоторые из которых насчитывают многовековую историю.
Существует мнение, что основы современного Кендо были заложены в конце 15 века , в виде боевого искусства, получившего название «кен–дзюцу». Считается, что развитию кен–дзюцу способствовало изучение на трупах погибших врагов эффективности ударов мечём.
Рейсики - правила поведения в зале - содержит в себе единый комплекс норм, правил поведения, принятый во всех школах и группах Кендо ( согласно правилам РФК ).
Правила личной гигиены содержит в себе правила по уходу за своим телом, одеждой и помещением для занятий, приучает к здоровому образу жизни.
Психологическая подготовка . Содержит в себе курс обучения саморегуляции психологического состояния, уроки психологической подготовки. Данная тема затрагивается крайне осторожно и при постоянных консультациях с родителями учеников.
Кодекс чести спортсмена содержит в себе правила поведения обучающегося в спортивном зале, на улице, в общественных местах , дома. Предусматривает воспитание в занимающихся принципов « БУДО».
Техническая подготовка .Второй этап включает частичное содержание первого этапа . Выполнение отдельных техник в усложненных условиях.
Техники защитных действий- Суриагэ-вадза (отбив вверх, затем удар ).
Техники атакующие действия – Хики-вадза (удар из тая-тари на отходе , из цубадзариай), Дзёдан-вадза (удары из Дзёдан-но-камаэ), Саси-вадза (короткий удар по сокращённой прямой траектории).
Методы тренировки в Кендо – Учикоми-кейко (серия заданных атак : мэн, котэ-мэн,котэ-мэн-до, мэн-хики-мэн, мэн-хики-котэ, мэн-хики-до,мэн), Сиай-кейко( Дзи-кейко)- свободный поединок. Кирикаяси. Хаясубури.
3 этап обучения:
Вводное занятие. Инструктаж по Технике безопасности.
Кендо в России. Этапы развития. В России Кендо впервые было показано в МГУ в 1964г. В 1997г основана Русская Федерация Кендо, входящяя в состав Всемирной ( FIK) и Европейской ( EKF ) Федераций Кендо. В 2010г Русская Федерация Кендо переименовывается и регистрируется как Российская Федерация Кендо , Иайдо, Дзёдо. 18 октября 1998г в Москве прошёл 1 Чемпионат России по Кендо. С 1998г Русская Федерация Кендо принимает участие в международных соревнованиях.
Рейсики – правила поведения в зале. Методика проведения учебно-тренировочных занятий. Общая характеристика задач учебно-тренировочных занятий. Структура занятия. Назначение, содержание, построение и методика проведения подготовительной, основной, заключительной частей проведения тренировки. Понятие об объеме и интенсивности проведения тренировочных нагрузок. Факторы, обуславливающие эффект тренировки. Планирование тренировки.
Правила личной гигиены содержит в себе правила по уходу за своим телом, одеждой и помещением для занятий, приучает к здоровому образу жизни.
Психологическая подготовка
Сущность психологической подготовки, ее значение, задачи, виды. Характеристика видов предстартовых состояний. Методика формирования состояния боевой готовности команды в целом. Методика преодоления неблагоприятных состояний команды. Психорегулирующая тренировка. Психологическая подготовка в тренировочном процессе. Значение, методика морально-волевой подготовки.
Кодекс чести спортсмена содержит в себе правила поведения обучающегося в спортивном зале, на улице, в общественных местах , дома. Предусматривает воспитание в занимающихся принципов, заложенных в Кендо .Тактика и техника взаимодействия с партнером содержит в себе правила взаимодействия партнеров во время исполнения техник Кэндо, с соблюдением принципов « от простого к сложному » , « постепенности » , взаимоуважения друг к другу, безопасности проведения занятий.
Техническая подготовка
Повторяется предыдущий этап обучения, совершенствуются основные стойки, усложнение техники в парах, быстрота выполнения техник , опыт участия в соревнованиях.
Техника защитных действий – Нуки-вадза ( увернуться или отскочить,сразу нанести удар).
Техника атакующих действий – Нидан-вадза( серия из двух ударов), Кацуги-вадза (удар то левого плеча), Дэбана-вадза( атака на опережения).
Методы тренировки в Кендо – Хикидатэ-кейко (рациональное использование СЭН; СЭН- атака на опережение) ,Сиай-кейко (Дзи-кейко)- свободный поединок . Кирикаяси. Хаясубури. Ката (Нихон Кендо Ката).
4 этап обучения:
Вводное занятие. Инструктаж по Технике безопасности. Изучение правил соревнований. Обучение оказания первой медецинской помощи.
Психологическая подготовка нацелена на полную приверженность к достижению мастерства , приобретение наиболее высокого уровня уверенности в себе , саморегулирование процесса поведенческой активации , эффективный эмоциональный контроль и психологическая устойчивость. Мотивация. Концентрация.
Техническая подготовка
Техника защитных действий – Каэси-вадза( используя силу удара соперника, нанести контрудар).
Техника атакующих действий—Сандан-вадза( серия из трёх ударов), Кататэ-вадза( удары одной левой рукой).
Методы тренировки в Кендо—Гокаку-кейко( отработка малоизученных техник, сложных упражнений и ударов), Утиката( разнообразные способы ударов), Сиай-кейко (Дзи-кейко)-свободный поединок. Кирикаяси. Ката (Нихон Кендо Ката).
Для определения уровня подготовки обучающихся в Кендо существует система квалификационных экзаменов для каждого этапа:
7. Условия допуска к экзамену учающихся:
КЮ/ДАН | УСЛОВИЯ ДОПУСКА К АТТЕСТАЦИИ | ВОЗРАСТ |
4 КЮ | Не ранее, чем через 3 месяца регулярных занятий. | с 8 лет |
3 КЮ | Не ранее, чем через 3 месяцев после получения 4 Кю. | с 9 лет |
2 КЮ | Не ранее, чем через 3месяцев после получения 3 Кю. | с 10лет |
1КЮ | Не ранее, чем через 3 месяцев после получения 2 Кю. | с 12лет |
1 ДАН | Не ранее , чем через 12 месяцев после получения 1 Кю. | с 14 лет |
8. Итоговые требования по программе.
1 Этап начальной подготовки.
( 6-9 лет) | |||
КАМАЭ ( стойка) | АТЭМИ ( атака) | КИХОН ( техника) | Кейко Хохо ( методы тренировки)
|
Чудан-но камаэ | Мэн, Котэ, До | Оки-вадза , Хараи-вадза , Утиотоси-вадза | Митори-гейко, Хитори-кейко, Кокари-кейко,Сиай-кейко. |
2 этап .Учебно – тренировочный этап.
( 9-14 лет) | |||
КАМАЭ ( стойка) | АТЭМИ ( атака) | КИХОН ( техника) | Кейко Хохо ( методы тренировки)
|
Чудан-но- камаэ, Дзёдан-но- камаэ | Мэн, Котэ, До | Хики-вадза, Дзёдан-вадза, Саси-вадза, Суриагэ-вадза | Учикоми-кейко, Сиай-кейко. |
3 этап. Этап совершенствования.
(14-16 лет) | |||
КАМАЭ ( стойка) | АТЭМИ ( атака) | КИХОН ( техника) | Кейко Хохо ( методы тренировки)
|
Чудан-но- камаэ, Дзёдан-но- камаэ, Гэдан-но-камаэ | Мэн, Котэ, До, Тски | Дэбана-вадза, Нидан-вадза, Кацуги-вадза, Нуки-вадза | Хикидатэ-кейко, Сиай-кейко. |
4 этап. Этап высшего спортивного мастерства.
(от 18 лет) | |||
КАМАЭ ( стойка) | АТЭМИ ( атака) | КИХОН ( техника) | Кейко Хохо ( методы тренировки)
|
Чудан-но-камаэ, Дзёдан-но-камаэ, Гэдан-но-камаэ, Хассо-но-камаэ, Ваки-гамаэ. | Мэн, Котэ, До, Тски | Сандан-вадза, Кататэ-вадза, Каэси-вадза,
| Гокаку-кейко, Утиката, Сиай-кейко. Нихон Кендо Ката |
9. Учебно-методическое обеспечение.
1. Видеозаписи с соревнований по Кендо.
2. Репродукции и альбомы мастеров российского и международного класса.
3. Книгопечатные издания освещающих Кендо.
4. Комплект учебно-методических материалов.
5. Художественная литература по Кендо.
6. Психологическая литература:
- рекомендации для детей и педагогов;
- методические разработки проведения занятий;
- методическое пособие по организации соревнований.
1. Додзё ( зал для занятий ).
2. Типовые учебно-наглядные пособия и учебное оборудование по физической культуре согласно государственным документам.
3. Специальная одежда кэндоги и хакама ( кимоно).
4. Медицинское оборудование. Медицинская аптечка.
5. Защитная экипировка (богу).
6. Синаи ( бамбуковые мечи) и боккены (деревянный макет меча).
10. Список литературы.
1. Дзюдо. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Акопян А.О. и др.- М.; Советский спорт,2003.- 96с.
2. Дзюдо: примерная дополнительная образовательная ( учебная ) программа (для групп общей физической подготовки, спортивно-оздоровительных групп) – дополненная и исправленная / Свищев И.Д. и др.- М.: СпортУниверПресс.-2003.-110с.
3. Боевые искусства востока как средство инкультурации личности подрастающего поколения./ Ватолина.Е.Ю -- М.: МПГУ – 2003.
4. Хорев В. Японский меч. Десять веков совершенства-Ростов н/ Д.: «Феникс»,2003.-192с.
5. Учебная программа по айкидо ./ Чуфистов.А.В -- 2006./
6. Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей».
7. Методические рекомендации Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 г. № 24-51-1133/13).
8. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
9. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003 г.)
10. Приложение к приказу Минобразования РСФСР от 18.07.91 г. № 251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии».
11. Блоковая периодизация спортивной тренировки./В.И.Иссурин – М.Советский спорт-2010.—283с/
12. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва—М.,1997—416с.
13. Основы теории и методики физической культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений –М.,2001—320с.
14. Книга пяти колец. Миямото Мусаси.—СПб.: «Евразия»,--- 192с.
© Копирайт 2023г. Все права защищены.
Данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Разработка и продвижение сайтов — DUKiS.ru
Политика конфиденциальности